С разрешения автора хочу опубликовать статью о теории растворителей, на мой взгляд очень любопытно. Оригинал статьи находится тут: http://plasticmodelman.livejournal.com/852.html
Забавно, но сколь-нибудь системно к теме растворителей никто из увлекающихся моделизмом подойти не пытался. Форумы полнятся вопросами о том, из чего состоит тот или иной фирменный состав, как его заменить, на чем сэкономить, чем смывать и разбавлять краску и т.п. Попробую изложить то, что известно на эту тему мне с общетеоритечиских позиций и примерами из практики.
Сначала длинное теоретическое предисловие, которое читать необязательно:
Для начала стоит отметить, что надо всегда делать разницу между РАСТВОРИТЕЛЕМ, который растворяет покрытие, - и РАЗБАВИТЕЛЕМ, который используется для разведения краски. Большая часть того, что мы называем "растворитель для краски" - это именно разбавители, они содержат какие-то дополнительные вещества для сохранения краской текучести, однородности и других свойств. Но практика сложилась так, что почти все их называют растворителями, так что и я тоже не буду упорствовать в терминологии.
С точки зрения органической химии (а неорганических красок и растворителей за исключением чистых пигментов в моделизме не используется), растворители характеризуются таким параметром как полярность. То есть они делятся на полярные и неполярные с кучей промежуточных вариаций. Попробуем разобраться, что же такое эта полярность на пальцах. При этом сразу предупреждаю, я не химик, и профессионал к изложенным фактам легко может придраться
Полярность, грубо говоря, связана со строением молекулы растворителя. Молекула может быть диполем (например, вода или большинство спиртов). А может и не быть (например, бензол). Растворители, молекула которых является диполем, называются полярными. Растворители, молекула которых диполем не является, называются неполярными. В теории тот состав, который растворяется каким-то полярным растворителем, может быть растворен другим полярным растворителем той же или более высокой полярности. С неполярными то же самое. А вот между собой полярные и неполярные растворители не дружат, причем иногда с плачевными последствиями: сворачивание краски, образование нерастворимых пузырьков, гранул и т.п.
Из утверждения выше следует, что водорастворимый акрил можно легко растворять любыми спиртами и эфирами, но он будет отторгать неполярные растворители типа уайт-спирита. Точно так же, эмали можно растворять маслами, производными бензина, бензола и т.п. Но практика сложнее: существуют вещества, которые умеют менять свою полярность в широких пределах в зависимости от того, какое вещество их окружает. Такие растворители работают и с эмалями, и с акрилами. Пример - ксилол. Еще один немаловажный фактор - чистота растворителя (действующего вещества) и степень его разведенности.
Большинство коммерческих РАЗБАВИТЕЛЕЙ для краски состоят не из чистого вещества, а из как минимум двух компонентов: растворителя и ретардера. Иногда присутствует и третий компонент: связующее для пигмента. Практические примеры:
Тамиевский растворитель для акрила представляет собой 60-65% раствор изопропилового спирта в дистиллированной воде с содержанием примерно 7% пропиленгликоля. Здесь растворителем является изопропиловый спирт, а ретардер - пропиленгликоль. Ретардер нужен для того, чтобы состав не высыхал слишком быстро, он замедляет испарение, а заодно улучшает растекание краски. Если бы его не было, краска бы высыхала еще в аэрографе, да еще бы и комковалась.
Если задаться целью изготовить аналог тамиевского растворителя для акрила, пропиленгликоль вполне можно заменить, например, глицерином. Результат будет тем же. Важно, чтобы вода была деминерализована, поскольку иначе соли могут повысить или понизить ту самую полярность с плохо предсказуемыми результатами.
Еще нужно отметить, что коммерческие растворители для использования в помещении чаще всего используют неядовитые (слабо ядовитые) вещества. Растворитель для акрила, состоящий из 60% раствора (ядовитого) метилового спирта с добавкой (тоже ядовитого) этиленгликоля работал бы ничуть не хуже (даже лучше), но использовать его в работе - верный путь к слепоте. На худой конец вместо пропиленгликоля можно использовать этиленгликоль (он содержится в тормозной жидкости), но это не рекомендуется - лучше уж найти глицерин.
Тамиевский растворитель для эмалей устроен схожим образом, но без воды. В нем основой выступает уайт-спирит, а в качестве ретардера используется минеральное масло (меняется от года к году). Эмали, в принципе, можно растворять и чистым уайт-спиритом, и сохнет она тогда быстрее, но это не рекомендуется. Если сильно развести эмаль (или любую масляную краску) в уайт-спирите, полученный раствор быстро распадется на частички пигмента и окружающий их уайт-спирит. Масло в большинстве красок используется как красочная основа, и если его недостаточно, то получившаяся смесь ведет себя неоднородно, как очень жидкая суспензия. В домашних условиях при растворении эмалей и масляных красок проще всего добавить к уайт-спириту растительное масло, лучше очищенное художественное льняное. Впрочем, на худой конец пойдет и рапсовое, только в нем слишком много примесей, и сохнет оно исключительно долго.
Раз уж заговорили о чистом уайт-спирите, вернемся ненадолго к растворителям для акрила. Я уже сказал, что действующее вещество в нем - изопропиловый спирт. Так вот, ни в коем случае не используйте чистый 96% изопропанол в качестве растворителя. Мало того, что он испаряется за секунды, он во много раз эффективнее растворяет ЛЮБЫЕ краски. С небольшим нажимом изопропанол смывает нитроэмали (которые в баллончиках) после нескольких суток просушки, легко сносит обычные эмали и любые акриловые краски. Стойкими к абсолютизированному изопропанолу являются только 2-компонентные краски с отвердителем после полной полимеризации. В практике моделизма такие используются редко из-за сложности в обращении; их выпускает, например, АКАН.
Теперь несколько слов про лаки и металлики, а также растворители с переменной полярностью. Тамия предлагает такой специальный растворитель для лаков и металликов под названием Lacquer Thinner. Он представляет собой 70% ацетон с добавкой того же самого пропиленгликоля для улучшения растекаемости, только пропиленгликоля там более 10%. Ацетон слабо растворяет пластик, так что разведенные им краски въедаются в поверхностный слой, а если покрытие смыть, то поверхность будет матовой. Так что при добавлении растворителя для лаков и металликов к акрилам можно работать без грунта, что удобно для базового покрытия. Ацетон - растворитель полярный. Поэтому эмали в этом растворителе для лаков по уму растворять не следует - они будут сворачиваться и пузыриться. Если очень нужно, можно быстро смешать эмаль с этим растворителем в эмульсию и нанести аэрографом, пока эта смесь не распадется, но лучше все же не стоит - аэрограф придется тщательно промывать, игла загрязнится.
Особый случай - это жидкость для чистки аэрографов и модельный клей. Модельный клей в большинстве рецептур (оставляя в стороне лимоненовые) представляет собой бутилацетат с растворенным в нем полистиролом. Точно так же полистирол растворяется этилацетатом или дихлорэтаном. Все эти вещества характерны еще и тем, что расщепляют жиры и некоторые углеводороды, и умеют растворять как эмали, так и водорастворимые акрилы. Жидкость для очистки аэрографа чаще всего представляет собой тот же бутилацетат или дихлорэтан с добавками. Она не просто растворяет пластик, как ацетон, она его проплавляет в глубину. При этом фактура поверхности обычно нарушается, но получившееся покрытие смыть становится совершенно невозможно. В жидкости для очистки аэрографов можно растворять любые краски, но использовать получившуюся смесь следует очень осторожно, тонким напылением, ни в коем случае не на кисти.
Напоследок несколько слов о тех растворителях, которые продаются в хозяйственных магазинах. Продукция отечественного химпрома не отличается ни чистотой ни экологичностью, так что лучше не экономить. Растворители 646 и 647 предназначены прежде всего для растворения нитроэмалей, которые (за исключением баллончиков) в моделизме используются нечасто. В основном они состоят из толуола (от 40%), бутилацетата и этилацетата. В 646-й рецептуре больше толуола (порядка половины), и есть также этиловый спирт и ацетон, он лучше испаряется и оставляет меньше следов.
Обратите внимание: в советских растворителях отсутствует ингибитор/ретардер. Возвращаяясь к началу этого поста: это именно РАСТВОРИТЕЛИ, они не предназначены их создателями для разведения краски. Так что для тонких работ они подходят не лучшим образом: быстро испаряются, ухудшают растекаемость краски и ее укрывистость, расщепляют красочную основу и очень бодро растворяют полистирол. Не говоря уж об их исключительной вонючести и ядовитости компонентов. Хотя для очистки и промывки их использовать более чем допустимо.
Отечественный технический уайт-спирит вызывает сомнения прежде всего в своей чистоте. Есть серьезные подозрения, что он чем-то основательно засорен - в бутылке за несколько лет стояния выпадает осадок. Так что проще купить художественный, который немногим дороже, а качеством куда выше. Литровой бутылкой уайт-спирита Windsor & Newton я пользуюсь уже больше года, и она даже не ополовинилась.
Ясно, что тему растворителей в одном посте не покроешь. Иногда я к ней еще буду возвращаться, описывая специфические случаи растворения того-сего. Если кто-то всерьез интересуется теорией, можно почитать здесь:
http://www.pereplet.ru/nauka/Soros/pdf/9904_044.pdf
Пн 22 Авг 2011, 18:06 автор plasticmodelman